Персональная страница воспитателя
Шостак Ирины Анатольевны
Добро пожаловать!
«Полезные рекомендации для родителей
по использованию техники арт-терапия»
Уважаемые родители, для многих из вас арт-терапия неизвестная область, возможно слышали о ней, а для других — этот метод знаком и вы с удовольствием используете его в работе с детьми.
Арт – терапия:
1. Помогает развивать эмоциональную сферу ребенка, закрепляя доверие к миру;
2 Помогает познавать мир, исследовать его, развивать опытную и экспериментальную деятельность;
3. Помогает развить гармоничную, духовно развитую личность;
4.Развивает сенсорные способности ребенка (ощущения, восприятие, интеллект, мелкую моторику, речь, воображение, творческие способности).
Овладеть арт-терапией профессионально, прочитав одну статью, невозможно, но воспользоваться некоторыми ее приемами родителям необходимо. Первый раз в сад, первый раз в школу, период экзаменов – все это стрессовые ситуации для неокрепшего организма ребенка. Чтобы воспитать в ребенке устойчивость к стрессовым ситуациям, любовь к прекрасному и к работе, а также развить мозг (так как работа пальцами развивает умственные способности), можно прибегнуть к некоторым методам арт-терапии с которыми мне бы хотелось вас познакомить.
Сказкотерапия — это способ сблизиться со своим ребёнком. личность человека формируется в детстве и сказкотерапия – это один из самых лучших способов донести своему ребенку сложные вещи, которые ему легче воспринимать через сказку. У вас возникает вопрос : « А чем сказкотерапия отличается от сказки. разве это не одно и тоже?» Нет. сказки, которые мы рассказываем перед сном, отличается от сказок, которые мы используем в сказкотерапии. Дети, когда прослушивают сказки предсталяют все образно , поэтому с помощью сказкотерапии можем достигнуть больших результатов, чем просто беседуя на какие-то темы.
Детям в дошкольном возрасте проще донести информацию, используя при этом какие-то фантастические и невероятные примеры, которые в сказках преувеличены, что даёт детям лучше осознать то, что ему хотят рассказать.
Ребенок , который слышит историю с вымышленными персонажами воспринимает всё реально. В сказках используются метафоры, гиперболы – способы завлечь ребёнка и дети сопереживают, радуются вместе с героями. Но если ребёнок чем-то обеспокоен, он сразу же «примеряет» ситуацию из сказки на себя, что помогает ему решить, как нужно поступить. Дети сразу же проникаются к доброму персонажу, поэтому сказкотерапия таким образом способствует ребёнку перенять на себя позитивную сторону персонажа, который, на его взгляд, прав.
Многие родители, думаю, что, чтобы научить своего ребёнка, нужно рассказывать ему только положительные истории, но не стоит этого делать. Вы же не хотите, чтобы ваш ребёнок воспринимал окружающее в розовом цвете?
Рассказывая сказку, не забывайте, что это фантазия, и старайтесь, чтобы количество положительных моментов было равно количеству негативных.
Просто, чтобы ребёнок лучше понял, в чём заключается правильное поведение, используйте ударение, следите, чтобы таких слов, как: упал, разбился, ужасный, злой…была немного меньше, и преобладали слова: дружить, смелый, добрый, красивый.
Виды терапевтических сказок
1. Дидактические сказки
Сказки, которые развивают и обучают. Закладывают в детей основу учебных знаний и дают представление о новых понятиях. В таких сказках возможно одушевлять предметы, буквы, цифры. Сказки рассказывают детям о семье, растениях, животных, правилах поведения, в увлекательной форме.
2. Художественные сказки
В народных сказках чтутся традиции и опыт человечества. В этих сказках предпочтительность отдана нравственности – эстетическим принципам, информации о взаимопонимании и взаимоотношении людей, а поэтому их используют в педагогике.
Издавна художественные сказки ширились и наполнялись, они могут содержать вековой опыт.
3. Диагностические сказки
Подсознательно, ребёнок выбирает для себя персонажа и действует соответственно, выбранной им модели. Поэтому, девочка выбрав себе в герои мышку- Нарушку, будет хрупкой и застенчивой. А мальчик, выбравший капитана, будет стараться командовать и чувствовать себя главным.
4. Профилактические сказки
Чтобы сформировать личность, в памяти ребёнка, с помощью сказкотерапии, закладывается представление различных ситуаций, знаний об окружающих, о себе. Так и закладывается дальнейшее восприятие мира ребёнка.
5. Лечебно-психологические сказки
Сказки, которые проецируют в себе жизненные ситуации. Там, где ребёнок проживает жизнь вместе в главным персонажем и воспринимает как победы, так и поражения на свой счёт. Это даёт возможность ребенку посмотреть на себя со стороны, и возвращаясь в реальность, ребёнок чувствует себя более уверенным и защищённым, пытаясь применить навыки в жизни, борясь со своими проблемами и страхами.
6. Медитативные сказки
Чтобы снять усталость и напряжение — это самый подходящий вариант. Если ребенок эмоционально настроен негативно, сеанс сказкотерапии поможет ему успокоится и найти способ расслабиться.
Следующий метод арт-терапии песочная.
Песочная арт-терапия – пожалуй, самое распространенное и любимое младшими дошкольниками занятие . Все, что нужно для песочной арт-терапии – это обыкновенный ящик с песком, или песочница. Рисуя сухим или мокрым песком, строя из песка замки, создавая песочные фигуры, ребенок развивает тактильные ощущения, раскрепощается, самовыражается. Данный вид творчества как средство коррекции психики позволяет маленькому художнику преодолеть чувство страха, отойдя от предметного представления и изображения традиционными материалами, выразить в рисунке чувства и эмоции, дает свободу, вселяет уверенность в своих силах.
Изотерапия — одна из основных и самых эффективных методик арт-терапии, терапия с помощью изобразительного искусства. Прежде всего, это рисование. У дошкольников изотерапия расслабляет нервную систему, ускоряет психические процессы, развивает моторику. Этот метод самый лучший для того, чтобы узнать о чем ребенок думает, что ему снится, что его беспокоит, но он стесняется об этом сказать.
Вашему вниманию хотелось бы представить некоторые приемы изотерапии: живопись пальцами; рисование окрашенной нитью; рисование мыльными пузырями; рисование трафаретом с помощью поролона; рисование набрызгом; монотипия; рисование смятой бумагой и др. техники нетрадиционного рисования
Правила изотерапии.
Чтобы не происходило в жизни ребенка предложите порисовать :
Мечтает он или сомневается – рисуй;
расслабленный или напряженный – рисуй;
скучно – рисуй;
весело или грустно – рисуй;
страшно или смело – рисуй;
радостно или печально – рисуй;
тяжело или слишком легко – рисуй;
устал или отдыхаешь – рисуй;
одиноко – рисуй.
Рисование на мокрой бумаге.
Окуните лист белой бумаги в воду, затем удалите лишнюю воду при помощи губки. Нанесите любой цвет на бумагу, пусть малыш обратит внимание как краска «расползается» по листу, как появляются нежные, размытые полутона.
Дайте возможность малышу самому поэкспериментировать. Когда рисунок высохнет подумайте вместе с малышом, что это может быть — дом, лес в тумане, вечерний закат или еще что-нибудь.
Отпечатки на бумаге
Отпечатывать на бумаге – можно разными способами – половинкой картофеля, поролоном, сжатым кусочком скотча, смятым кусочком бумаги, комочком шерстяных ниток, осенними листочками, нанося на эти материалы краску.
Возьмите чистый лист бумаги и небольшой кусочек нитки тонкой или полушерстяной смочите ее в краске и рисуйте ею разнообразные узоры, проводя по бумаге.
Разбрызгивание красками, марание.
Кляксография.
На чистый лист бумаги ударяйте пальчиком на смоченную кисточку в краске под углом 90 градусом. В результате нанесения разноцветных брызг можно получить салют.
Марания
В понимании «марать» — значит «пачкать, грязнить». Кроме внешнего подобия изображений, есть сходство в способе их создания: ритмичности движения руки, случайности мазков и штрихов, размазывании и разбрызгивании краски, нанесении множества слоев и смешивании цветов.
Штриховка, каракули
Штриховка – это графика. Изображение создается без красок, с помощью карандашей и мелков. Под штриховкой и каракулями понимается хаотичное или ритмичное нанесение тонких линий на поверхность бумаги. Линии могут выглядеть неразборчивыми, небрежными, неумелыми, либо, наоборот, выверенными и точными. Из отдельных каракулей может сложиться образ, либо сочетание предстанет в абстрактной манере.
Монотипия
На гладкой поверхности – стекле, пластмассовой доске, пленке, толстой глянцевой бумаге – делается рисунок гуашевой краской. Материал, на который наносится краска, не должен пропускать воду. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отражении. Он может быть менее четким по сравнению с оригиналом, более расплывчатым, могут стереться границы между разными красками.
Рисунки на стекле.
Перед тем как предложить ребенку стекло, надо обязательно обработать его кромку (техника безопасности). В отличие от рисования по бумаге, стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения. Процесс рисования: гуашь (именно ее свойства лучше подходят для рисования по стеклу) скользит мягко, ее можно размазывать и кистью, и пальцами, так как она не впитывается в материал поверхности и долго не высыхает. Прямо в процессе рисования стекло можно промыть мокрой губкой, нанести новый .
Снова смыть.
Пальчиковая живопись (рисование ладошками, ступнями ног).
Пальчиковая живопись – это разрешенная игра с грязью, в ходе которой деструктивные импульсы и действия выражаются в социально принимаемой форме. Рисование пальцами не бывает безразлично ребенку. Даже никогда не рисовав пальцами, можно представить особенные тактильные ощущения, которые испытываешь, когда опускаешь палец в гуашь — плотную, но мягкую, размешиваешь краску в баночке, подцепляешь некоторое количество, переносишь на бумагу и оставляешь первый мазок. Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми — это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное развиваться.
.
Арт-терапия ненавязчиво исцеляет психику, знакомит с окружающим миром, позволяет увидеть мир вокруг себя прекрасным и гостеприимным!
